понедельник, 16 июня 2014 г.

Василю Быкову - 90 лет

Василь Быков. К 90-летию со дня рождения                               (19.06.1924 – 22.06.2003) 


         
 19 июня будет отмечаться 90-летие со дня рождения Василя Быкова. Повести и рассказы Быкова о трагедии Великой Отечественной войны переведены более чем на 50 языков мира. Некоторые произведения Быкова вызывали бурю официальной критики, писателя упрекали в том, что в его прозе отсутствует героизм. Но он был первым в советской литературе, кто написал правду о войне, не прихорашивая события. Именно в «Гродненской правде» раскрылся талант писателя с мировым именем, автора произведений, переведенных на десятки языков.  Кстати, именно в 1959 году произошли два знаковых события в жизни Быкова: в издательство передана рукопись книги «Журавлиный крик», и он принят в Союз писателей СССР. 

            Василь Владимирович Быков родился 19 июня 1924 года в деревне Бычки Ушацкого района Витебской области. Обучался на скульптурном отделении Витебского художественного училища. Окончил Саратовское пехотное училище.

        http://www.youtube.com/watch?v=rnVdtUm30Ew#t=48


         В 1942 году будущий писатель вступил в ряды Красной Армии. Осенью 1943 присвоено звание младшего лейтенанта. Участвовал в боях за Кривой Рог, Александрию, Знаменку. Воевал на Втором и Третьем Украинских фронтах, прошел по территории Румынии, Болгарии, Югославии, Австрии, дважды был ранен.

       

Впервые произведения Василя Быкова были опубликованы в 1947 году, однако, творческая биография писателя начинается с рассказов, написанных в 1951 году.

         Тематика ранних рассказов, действующими лицами которых стали солдаты и офицеры, определила дальнейшую судьбу Быкова, многие из произведений которого посвящены действиям Великой Отечественной войны.

Бескомпромиссность прозы Быкова стала причиной нападок советской критики, которая обвиняла писателя в осквернении советского лада.

Известность Василю Быкову принесла повесть «Третья ракета»,

написанная в 1962 году. В 1960-е публикует повести «Альпийская баллада», «Мертвым не больно», в 1970-е – «Сотников», «Обелиск», «Дожить до рассвета», «Пойти и не вернуться».

        Эти произведения поставили Василя Быкова в один ряд с выдающимися мастерами военной прозы ХХ столетия.

         С 1972 по 1978 год Василь Быков занимал должность секретаря Гродненского отделения Союза писателей БССР. В 1974 году Василь Быков был награжден Государственной премией СССР (за повесть «Дожить до рассвета», 1973). 
       
 Василь Быков в своих произведениях осмысливает исторические события и поступки людей уже по прошествии многих лет после окончания войны. Временной диапазон позволяет ему философски подходить к истории страны, к роли личности и народа в том или ином событии. Стремясь всесторонне осветить правду о войне, Быков показывает человека в экстремальных жизненных ситуациях. Это те ситуации, в которых решается вопрос: человек ты или «тварь дрожащая».
     Именно на размышлениях и переживаниях главного героя построена повесть Василя Быкова «Дожить до рассвета», в которой все поступки лейтенанта Ивановского логично вытекают из его размышлений, воспоминаний, чувствований и болевых ощущений. Глубоко нравственный молодой лейтенант страдает от безнравственности своих командиров, от их поступков, приведших к поражениям и гибели бойцов, тут же вспоминает он свои собственные неблаговидные поступки, стыдится их, пытается искупить вину своей борьбой с оккупантами и просто своей кровью.
     Понимая свой долг мужчины, солдата, перед Родиной, Ивановский пытается выполнить боевую задачу ценой собственной жизни, оградив людей от гибели. Не его вина, а его беда, что смерть его повлекла за собой смерть всего одного солдата-захватчика. Пафос произведения заключается в прославлении мужества нашего народа, ценой собственной жизни спасшего Родину.


 Сам ВАСИЛЬ БЫКОВ на вопрос, почему он пишет практически  только   о войне, ответил:  

        "Потому что прошедшая война  - всеобъемлюща,  там всему было место. Во время войны,  как никогда ни до, ни после нее, обнаруживалась важность человеческой  нравственности, незыблемость основных моральных  критериев". 
         В 1980 году получил звание Народного писателя Беларуси, а в 1986 году – был награжден Ленинской премией за повесть «Знак беды». Некоторые произведения писателя, такие как повести «Третья ракета» (1962), «Дожить до рассвета», были экранизированы. 
       За повести "Обелиск" и "Дожить до рассвета" (1974) Быкову была присвоена Государственная премия СССР. Живя в Бресте и Минске, народный писатель Белоруссии Быков печатался в журнале «Новый мир» и в 1970–1980-е годы входил в руководящие органы Союза писателей СССР. Большинство критиков считает его творчество неотъемлемой частью русской литературы.
      


Повесть «Обелиск» была впервые опубликована в 1972 году и сразу вызвала поток писем, приведших к дискуссии, развернувшейся в печати. Речь шла о нравственной стороне поступка героя повести Алеся Морозова; один из участников дискуссии рассматривал его как подвиг, другие как необдуманное решение. Дискуссия позволила проникнуть в самое существо героизма как идейно-нравственного понятия, позволила постичь многообразие проявлений героического не только в годы войны, но и в мирное время.
Содержание произведения не исчерпывается обращением к прошлому. В повести писатель стремится рассмотреть во всей протяженности судьбы тех, кто погиб в войну, и тех, кто выжил, но продолжает чувствовать себя бойцом. Бойцом за справедливость, за восстановление имен и подвига погибших.
Повесть пронизана характерной для Быкова атмосферой раздумья. Автор строг к себе и своему поколению, потому что подвиг периода войны для него – основная мера гражданственной ценности и современного человека.
        Повесть "Пойти и не вернуться" (1978), действие которой происходит в 1942 в оккупированной Белоруссии, была инсценирована автором и с успехом шла в театрах Белоруссии и России.

            Мне хочется остановиться на двух героях повести 

           Антон — партизан из их отряда, умелый боец, крепкий, выносливый парень. Он не раз побывал в разных опасных переделках. Но теперь как-то сломался. Он хочет выжить любым путем, даже предав Зоську, которая нравится ему. Антону кажется, что он легко переубедит и заставит Зоську подчиняться ему, но происходит удивительная вещь: “слабая неумеха” становится стойким борцом. 

           Не умея противостоять силе, Зося привлекает на свою сторону хозяев хутора, партизан. Зося хочет жить, но не любыми средствами. Она жалеет, что поверила Антону, что почти привела его на явку, теперь она готова умереть, но не предать тех, кто доверился ей. Сам Антон удивлен упрямым сопротивлением Зоей. Голодная, избитая, она старается убить предателя, а не спастись. Чудом оставшись в живых, Зося не мстит Антону. Она лишь хочет справедливости. Выступает против самосуда над ним, говоря: “Ладно, не надо. Он свой...” 
         Судьба искушает Антона. Он добывает в бою винтовку. Опять они вдвоем с Зосей. Она ранена, и он куском своей рубахи перевязывает ее. Но однажды встав на путь измены, нельзя вернуть доверие друзей. Зося не верит больше Антону. 
         Полузамерзшая, раненая, еле живая, она стойко сопротивляется Антону. Она не хочет вести его в дом подруги, боясь выдать хороших людей. 
    “— Иди за Неман! — тихо, но твердо сказала она.— Потом я пойду в Княжеводцы. 
    — Ах, вот как! — догадался Антон.— Не доверяешь, значит? 
    — Не доверяю”. 
         Антон все время, как на весах, взвешивает свои добрые поступки, хочет за них получить “отпущение грехов”. Но Зося понимает, что он трус, ради своей выгоды продаст любого. Антон подтверждает самые худшие предположения, он старается добить раненую Зосю, чтобы она не выдала его и чтобы он опять был чист, честен и безгрешен в отношении к Родине. 
       
 Но Зося осталась жива, может быть, потому, что “она должна предупредить своих об этом перевертыше. Иначе он вернется в Липичанку, вотрется в доверие и снова предаст в удобный для него момент”. 

         Думая об Антоне, Зося задает себе вопросы: “Но почему он такой?.. Любой, самый забитый бедняк из Богом забытой деревни знал, что нельзя поступаться совестью, нельзя идти против своих. Почему же Голубин не усвоил этого?” 
         И читатели понимают, что этот же вопрос волнует В. Быкова. В чем причина предательства, на какой оно вырастает почве, может быть, это врожденная черта? Но писатель не дает ответа на эти вопросы, слишком сложны они и неоднозначны. 
         Заслугу В. Быкова как писателя я вижу в том, что он в своих произведениях отражает правду жизни, какой бы нелицеприятной она ни была. Его книги заставляют читателей задуматься над серьезными проблемами, а может, даже определить свою гражданскую позицию.
         Эстетические достоинства книг Василя Быкова заключается в возросшем, если сравнить с произведениями военных лет писателей старшего поколения, мастерстве создания человеческих характеров, в пластичности художественного образа. Отсюда тяготение писателя к форме внутреннего героя, к сложной манере несобственно-прямой речи, возрастание роли подтекста.  
         
Середина 90-х как будто вернула писателя в советские времена. Широкая травля в государственной прессе, запрещение, цензура на выход его новых произведений, ухудшение на этой почве здоровья вынудили Быкова покинуть Родину. Несколько лет он жил за границей. 

         В декабре 2002 года Василь Быков переехал на постоянное жительство в Чехию. Тогда писатель сказал, что он «давно мечтал поселиться в Чехии, всегда симпатизировал этой стране и ее гражданам».           В решении проблемы переезда Быкова в Чехию активное участие принимала канцелярия чешского президента и лично Вацлав Гавел. Несколько последних лет Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, народный писатель Беларуси проживал в ФРГ, а до этого в Финляндии.



Затем Быков перенес в Чехии операцию по удалению раковой опухоли желудка. В Беларуси писатель находился на реабилитации после перенесенной операции, однако развитие болезни остановить не удалось… Народный писатель Беларуси Василь Быков умер 22 июня 2003 года.
 


                                        http://bykau.ru/  

Комментариев нет:

Отправить комментарий