вторник, 3 июня 2014 г.

Аполлон Майков

 
4 июня родился Аполлон Николаевич Майков Аполлон Майков – русский поэт послепушкинского периода. 

         Ему принадлежат антологическая поэзия, лирика, посвящённая искусству, истории, природе. Написал несколько поэм: «Две судьбы», «Клермонтский собой», «Машенька» и другие. Аполлон Николаевич Майков родился (23 мая) 4 июня 1821 года в Москве. Сын дворянина Николая Аполлоновича Майкова, живописца и академика, и писательницы Евгении Петровны Майковой; старший брат литературного критика и публициста Валериана Майкова, прозаика и переводчика Владимира Майкова и историка литературы, библиографа и этнографа Леонида Майкова родился в 1821 году. Летом жил в имении бабушки в Подмосковье, вблизи нынешнего Солнечногорска, деревня Чепчиха.В 1834 семья переехала в Петербург. Домашним учителем братьев Майковых был И. А. Гончаров



Смотри, смотри на небеса,
Какая тайна в них святая
Проходит молча и сияя
И лишь настолько раскрывая
Свои ночные чудеса,
Чтобы наш дух рвался из плена,
Чтоб в сердце врезывалось нам,
Что здесь лишь зло, обман, измена,
Добыча смерти, праха, тлена,
Блаженство ж вечное - лишь там.
1881
А.Н.Майков. Избранные произведения.
Библиотека поэта. Большая серия.
Ленинград, "Советский Писатель", 1977.


   Начал писать стихи с пятнадцати лет. В 1837 году Аполлон поступил в Санкт-Петербургский университет на юридический факультет, мечтал о карьере живописца, но, по причине плохого зрения и достигнутых успехов на литературном поприще, решил посвятить себя поэзии. В 1842 году Майков путешествовал по Европе – был в Италии, Франции, посещал лекции в Сорбонне, близко сошёлся с Ганкою в Праге.  

СОН В ЛЕТНЮЮ НОЧЬ             

Апол. Алекс. Григорьеву

Долго ночью вчера я заснуть не могла,
     Я вставала, окно отворяла...
Ночь немая меня и томила, и жгла,
     Ароматом цветов опьяняла.

Только вдруг шелестнули кусты под окном,
     Распахнулась, шумя, занавеска -
И влетел ко мне юноша, светел лицом,
     Точно весь был из лунного блеска.

Разодвинулись стены светлицы моей,
     Колоннады за ними открылись;
В пирамидах из роз вереницы огней
     В алебастровых вазах светились...

Чудный гость подходил всё к постели моей;
     Говорил он мне с кроткой улыбкой:
"Отчего предо мною в подушки скорей
     Ты нырнула испуганной рыбкой!

Оглянися - я бог, бог видений и грез,
     Тайный друг я застенчивой девы...
И блаженство небес я впервые принес
     Для тебя, для моей королевы..."

Говорил - и лицо он мое отрывал
     От подушки тихонько руками,
И щеки моей край горячо целовал,
     И искал моих уст он устами...

Под дыханьем его обессилела я...
     На груди разомкнулися руки...
И звучало в ушах: "Ты моя! Ты моя!"-
     Точно арфы далекие звуки...

Протекали часы... Я открыла глаза...
     Мой покой уж был облит зарею...
Я одна... вся дрожу... распустилась коса...
     Я не знаю, что было со мною...
1857
Русские поэты. Антология русской поэзии в 6-ти т.
Москва: Детская литература, 1996.


     Получив за первую книгу пособие от Николая I на путешествие в Италию, уехал за границу в 1842 г. 

  Повидав Италию,Францию, Саксонию и Австрийскую империю, Майков вернулся в Петербург в 1844 г. и начал работать помощником библиотекаря при Румянцевском музее. Встречался постоянно

с Белинским, Некрасовым, Тургеневым Путешествие благотворно сказалось на творчестве поэта, были созданы «Очерки Рима» (1847), а также написана кандидатская диссертация о древнеславянском праве.
В последние годы жизни был действительным статским советником. С 1882 г. председатель Комитета иностранной цензуры.
   27 февраля 1897 года Майков вышел на улицу слишком легко одетым и заболел. Умер 20 марта 1897 года. Похоронен накладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря[1].

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий