115 лет со дня рождения художника, иллюстратора детских книгАндриана Михайловича Ермолаева (1900-1977). Иллюстрации к книгам: А.П. Гайдар «Чук и Гек»; Л.А. Кассиль «Великое противостояние»; В.А. Осеева «Динка».
График. Член Союза художников СССР.
График. Член Союза художников СССР.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1946). Окончил Ленингр. худ.-пром. техникум (1927). Жил в Москве. Участник выставок с 1928. Рисовал для ж. "Наши достижения", "30 дней" (1934-40), "Мурзилка" (с 1946), оформлял и илл. кн. для детей.
Когда начиналась работа над новым номером журнала "Мурзилка", важно было решить, кто из художников будет делать рисунок.
Есть художники, у которых очень хорошо получаются картинки к сказкам. Другим лучше удаются рисунки родной природы. Третьи любят рисовать детей, их игры, забавы, занятия. Значит, первому надо послать сказку, второму – стихи о зиме, третьему – рассказ, в котором главнее действующие лица – ребята.
Адриан Михайлович Ермолаев одинаково хорошо рисовал и природу. И детей, и волшебные
Будущий капитан |
сказочные сцены. И если он не очень занят другой работой, с удовольствием принимает заказ «Мурзилки».
Но особенно любит он рисовать картинки к стихам и рассказам о революции, о гражданской войне, о нашей защитнице – Советской Армии и ей маленьких отважных помощниках – ребятах.
Адриану Михайловичу было восемнадцать лет, когда он стал бойцом Чапаевской дивизии. Ему довелось участвовать в сражениях с белогвардейцами на Урале, на Дону, на Кавказе.
И теперь, рисуя пулемётчиков на тачанке, красногвардейцев, идущих в атаку, он рассказывает вам о своих друзьях и товарищах, помогает представить то далёкое и героическое время.
«Мурзилка» № 11 1963 года.
Адриан Михайлович Ермолаев так же иллюстрировал книги А.Гайдара.
Отношения художника и писателя определились сразу: современники, почти сверстники, они прошли один и тот же путь, где главным событием была гражданская война.
Личное участие в походах определило характер их начинающегося в те годы творчества. Отличительными чертами этого творчества были ясность, романтика, красота нового, возникавшего на их глазах и при их участии мира.
Первую книгу Аркадия Гайдара А.М. Ермолаев иллюстрировал почти одновременно с работой над графическими циклами к «Истории гражданской войны в СССР», войны, которую художник прошел в Чапаевской дивизии. Молодые деятели искусства, Гайдар и Ермолаев, ощущали себя опытными, много повидавшими людьми. В сущности, это так и было. Отсюда и возникла их обоюдная потребность – передать свою убежденность и горячую любовь к юной стране тем, кто шел за ними, – молодому поколению.
Графика Адриана Ермолаева к произведениям Аркадия Гайдара кажется иной раз рисованием на натуре, когда художник наблюдает события рядом с писателем, заносит в рабочий альбом мгновенно и легко выполненные зарисовки, чуть небрежные и непосредственные, «для памяти».
Иллюстрируя книги А.П. Гайдара, А.М. Ермолаев всегда стремился к достоверности изображения. Вот почему он выбрал штриховой, выполненный в быстром, как бы «репортерском», темпе, перовой рисунок, иногда только подкрашивая его легкой акварелью – такова техника большинства его графических серий к произведениям Гайдара. Художник словно предоставляет первенство писателю, создавая скромные иллюстрации в его книгах, обращая читателя, прежде всего, к слову и только иногда приоткрывая ему зрительные «окошки» в текстовых рядах. Адриан Михайлович Ермолаев просто присутствует в процессе чтения и лишь очень редко «помогает» читать.
Набросочный, легкий характер рисунков, их умная «неподробность» вместе с точностью немногих деталей создают в книгах с иллюстрациями А.М. Ермолаева единый стилевой синтез писателя и художника.
Адриан Ермолаев начал работать над произведениями Гайдара в 1937 году. К повести «Тимур и его команда» художник возвращался несколько раз. Им проиллюстрированы следующие книги Аркадия Петровича: «Четвертый блиндаж», «Школа», «Маленькие рассказы», «Чук и Гек», «Р.В.С.», «Дальние страны» и собрание сочинений Аркадия Гайдара, выпущенное в 1955-1956 годах.
Комментариев нет:
Отправить комментарий